План работы Родительского университета на 2025/2026 учебный год

УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного
учреждения образования
«Гимназия № 56 г.Гомеля имени А.А.Вишневского»
О.А.Капустина
01.09.2025

План работы Родительского университета в Государственном учреждении образования “Гимназия № 56 г.Гомеля имени А.А.Вишневского” на 2025/2026 учебный год

 

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся 1-4 классов

1 классы
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма

проведения

Ответственные
Тема 1.

Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

октябрь лекция Попкова Н.М.

Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители,

Гавриленко Т.В.,

педагог-психолог

Тема 2.

Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

декабрь беседа Попкова Н.М.

Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители,

Аужина И.Ю., медицинский работник

 

Тема 3.

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

 

март круглый стол Попкова Н.М.

Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители

 

Тема 4.

Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

 

май семинар-практикум Попкова Н.М.

Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители,

Гавриленко Т.В.,

педагог-психолог

2 классы
Тема 1.

Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

октябрь беседа Заяц С.А.

Черкас Е.П.

Будько М.Ю.

Драпеза С.В.

классные руководители

Тема 2.

Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

декабрь круглый стол Заяц С.А.

Черкас Е.П.

Будько М.Ю.

Драпеза С.В.

классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник

Тема 3.

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

март лекция Заяц С.А.

Черкас Е.П.

Будько М.Ю.

Драпеза С.В.

классные руководители, Пырко Ю.А. педагог социальный

Тема 4.

Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

 

май круглый стол Заяц С.А.

Черкас Е.П.

Будько М.Ю.

Драпеза С.В.

классные руководители

3 классы
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

октябрь беседа Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.

Гуцева Ж.А.

классные руководители

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

декабрь лекция Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.

Гуцева Ж.А.

классные руководители

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

март беседа Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.

Гуцева Ж.А.

классные руководители

Аужина И.Ю. медицинский работник

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.

Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

май семинар-практику Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.

Гуцева Ж.А.

классные руководители

Нафтольская А.А.

педагог социальный

4 классы
Тема 1.

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

октябрь лекция Нестерович Н.В.

Момат И.Г.

Черкас О.В.

Ходосова Т.И.

классные руководители

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

Тема 2.

Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

декабрь дискуссия Нестерович Н.В.

Момат И.Г.

Черкас О.В.

Ходосова Т.И.

классные руководители

Нафтольская А.А.

педагог социальный

Тема 3.

Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

март круглый стол Нестерович Н.В.

Момат И.Г.

Черкас О.В.

Ходосова Т.И.

классные руководители

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

 

Тема 4.

Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

май круглый стол Нестерович Н.В.

Момат И.Г.

Черкас О.В.

Ходосова Т.И.

классные руководители

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся 5-9 классов

5 классы
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма

проведения

Ответственные
Тема 1.

Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к гимназии.

октябрь круглый стол Шапорова О.В.

Боженова Н.Г.

Евсеенко Н.А.

Коршак О.В.

классные руководители,

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

Тема 2.

Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

декабрь беседа Шапорова О.В.

Боженова Н.Г.

Евсеенко Н.А.

Коршак О.В.

классные руководители,

Нафтольская А.А.

педагог социальный

 

Тема 3.

Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

март беседа Шапорова О.В.

Боженова Н.Г.

Евсеенко Н.А.

Коршак О.В.

классные руководители,

Аужина И.Ю. медицинский работник

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

Тема 4.

Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

май дискуссия Шапорова О.В.

Боженова Н.Г.

Евсеенко Н.А.

Коршак О.В.

классные руководители,

Нафтольская А.А. педагог социальный

6 классы
Тема 1.

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

октябрь беседа Янкович О.В.

Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители

Тема 2.

Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

декабрь семинар-практикум Янкович О.В.

Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители,

Нафтольская А.А.

педагог социальный

Инспектор ИДН

Тема 3.

Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

март круглый стол Янкович О.В.

Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители,

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

Тема 4.

Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

май семинар Янкович О.В.

Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник, Пырко Ю.А.

педагог социальный

Инспектор ИДН

7 классы
Тема 1.

Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

октябрь лекция Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

Тема 2.

Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

декабрь круглый стол Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,

Нафтольская А.А.

педагог социальный

Инспектор ИДН

Тема 3.

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком

март семинар-практикум Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,

Пырко Ю.А.

педагог социальный

Тема 4.

Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

май семинар-практикум Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,

Гавриленко Т.В.

педагог-психолог

8 классы
Тема 1.

Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в гимназии как один из факторов успешного достижения целей

октябрь беседа Лашкевич О.В.

Копытко С.М.

Докукин А.Д.

Столяренко А.И. классные руководители Пырко Ю.А. педагог социальный

Тема 2.

Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

декабрь семинар-практикум Лашкевич О.В.

Копытко С.М.

Докукин А.Д.

Столяренко А.И. классные руководители Николайкова Е.М. педагог-психолог Инспектор ИДН

Тема 3.

Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.

Профилактика суицидального поведения

март беседа Лашкевич О.В.

Копытко С.М.

Докукин А.Д.

Столяренко А.И. классные руководители Николайкова Е.М. педагог-психолог

Тема 4.

Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

май семинар-практикум Лашкевич О.В.

Копытко С.М.

Докукин А.Д.

Столяренко А.И. классные руководители Николайкова Е.М. педагог-психолог

9 классы
Тема 1.

Портрет

современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

октябрь лекция Радионова М.С. Ладынская Н.Л.

Мукосей Ж.М.

Круглик А.Д. классные руководители,

Аужина И.Ю. медицинский работник

Тема 2.

Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

декабрь семинар-практикум Радионова М.С. Ладынская Н.Л.

Мукосей Ж.М.

Круглик А.Д. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог

Тема 3.

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

март беседа Радионова М.С. Ладынская Н.Л.

Мукосей Ж.М.

Круглик А.Д. классные руководители, Нафтольская А.А.

педагог социальный

Тема 4.

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков

май семинар-практикум Радионова М.С. Ладынская Н.Л.

Мукосей Ж.М.

Круглик А.Д. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

для родителей учащихся 10-11 классов

10 классы
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов Сроки проведения Форма

проведения

Ответственные
Тема 1.

Здоровье — это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

октябрь семинар-практикум Зосимова Т.В.

Сычева Л.В.

Михальчик И.Ф.

классные руководители,

Аужина И.Ю. медицинский работник

Тема 2.

Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

декабрь круглый стол Зосимова Т.В.

Сычева Л.В.

Михальчик И.Ф.

классные руководители

 

Тема 3.

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

март беседа Зосимова Т.В.

Сычева Л.В.

Михальчик И.Ф.

классные руководители,

Аужина И.Ю. медицинский работник, Нафтольская А.А. педагог социальный

Тема 4.

Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в гимназии

май круглый стол Зосимова Т.В.

Сычева Л.В.

Михальчик И.Ф.

классные руководители,

Николайкова Е.М. педагог-психолог

11 классы
Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

октябрь семинар-практикум Грищенко И.Н.

Жадько С.В.

Понякова И.И.

классные руководители,

Николайкова Е.М. педагог-психолог

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

декабрь беседа Грищенко И.Н.

Жадько С.В.

Понякова И.И.

классные руководители,

Николайкова Е.М. педагог-психолог

Нафтольская А.А.

педагог социальный

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

март дискуссия Грищенко И.Н.

Жадько С.В.

Понякова И.И.

классные руководители,

Николайкова Е.М. педагог-психолог

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

май семинар-практикум Грищенко И.Н.

Жадько С.В.

Понякова И.И.

классные руководители,

Николайкова Е.М. педагог-психолог

Заместитель директора по воспитательной работе                                                   Т.В.Бычкова