План работы Родительского университета на 2025/2026 учебный год
УТВЕРЖДАЮ
Директор Государственного
учреждения образования
«Гимназия № 56 г.Гомеля имени А.А.Вишневского»
О.А.Капустина
01.09.2025
План работы Родительского университета в Государственном учреждении образования “Гимназия № 56 г.Гомеля имени А.А.Вишневского” на 2025/2026 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся 1-4 классов
| 1 классы | |||
| Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма
проведения |
Ответственные |
| Тема 1.
Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
октябрь | лекция | Попкова Н.М.
Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители, Гавриленко Т.В., педагог-психолог |
| Тема 2.
Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника |
декабрь | беседа | Попкова Н.М.
Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители, Аужина И.Ю., медицинский работник
|
| Тема 3.
Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
|
март | круглый стол | Попкова Н.М.
Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители
|
| Тема 4.
Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
|
май | семинар-практикум | Попкова Н.М.
Науменко Т.А. Домарацкая В.А. классные руководители, Гавриленко Т.В., педагог-психолог |
| 2 классы | |||
| Тема 1.
Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка |
октябрь | беседа | Заяц С.А.
Черкас Е.П. Будько М.Ю. Драпеза С.В. классные руководители |
| Тема 2.
Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
декабрь | круглый стол | Заяц С.А.
Черкас Е.П. Будько М.Ю. Драпеза С.В. классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник |
| Тема 3.
Влияние семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
март | лекция | Заяц С.А.
Черкас Е.П. Будько М.Ю. Драпеза С.В. классные руководители, Пырко Ю.А. педагог социальный |
| Тема 4.
Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
|
май | круглый стол | Заяц С.А.
Черкас Е.П. Будько М.Ю. Драпеза С.В. классные руководители |
| 3 классы | |||
| Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
октябрь | беседа | Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.
Гуцева Ж.А. классные руководители |
| Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
декабрь | лекция | Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.
Гуцева Ж.А. классные руководители Гавриленко Т.В. педагог-психолог |
| Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
март | беседа | Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.
Гуцева Ж.А. классные руководители Аужина И.Ю. медицинский работник |
| Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
май | семинар-практику | Урбанович Н.А., Шкрабкова О.И., Парфенкова Е.В.
Гуцева Ж.А. классные руководители Нафтольская А.А. педагог социальный |
| 4 классы | |||
| Тема 1.
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4 класса. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
октябрь | лекция | Нестерович Н.В.
Момат И.Г. Черкас О.В. Ходосова Т.И. классные руководители Гавриленко Т.В. педагог-психолог |
| Тема 2.
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
декабрь | дискуссия | Нестерович Н.В.
Момат И.Г. Черкас О.В. Ходосова Т.И. классные руководители Нафтольская А.А. педагог социальный |
| Тема 3.
Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
март | круглый стол | Нестерович Н.В.
Момат И.Г. Черкас О.В. Ходосова Т.И. классные руководители Гавриленко Т.В. педагог-психолог
|
| Тема 4.
Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире |
май | круглый стол | Нестерович Н.В.
Момат И.Г. Черкас О.В. Ходосова Т.И. классные руководители
|
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся 5-9 классов
| 5 классы | |||
| Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма
проведения |
Ответственные |
| Тема 1.
Адаптация ребенка в новом коллективе. Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к гимназии. |
октябрь | круглый стол | Шапорова О.В.
Боженова Н.Г. Евсеенко Н.А. Коршак О.В. классные руководители, Гавриленко Т.В. педагог-психолог |
| Тема 2.
Ребенок среди сверстников Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
декабрь | беседа | Шапорова О.В.
Боженова Н.Г. Евсеенко Н.А. Коршак О.В. классные руководители, Нафтольская А.А. педагог социальный
|
| Тема 3.
Ваш ребенок вырос. Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
март | беседа | Шапорова О.В.
Боженова Н.Г. Евсеенко Н.А. Коршак О.В. классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник Гавриленко Т.В. педагог-психолог |
| Тема 4.
Меры наказания и поощрения в современной семье. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
май | дискуссия | Шапорова О.В.
Боженова Н.Г. Евсеенко Н.А. Коршак О.В. классные руководители, Нафтольская А.А. педагог социальный |
| 6 классы | |||
| Тема 1.
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
октябрь | беседа | Янкович О.В.
Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители |
| Тема 2.
Профилактика проблемного поведения подростков. Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
декабрь | семинар-практикум | Янкович О.В.
Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители, Нафтольская А.А. педагог социальный Инспектор ИДН |
| Тема 3.
Безопасность подростков в сети Интернет. Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
март | круглый стол | Янкович О.В.
Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители, Гавриленко Т.В. педагог-психолог |
| Тема 4.
Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период |
май | семинар | Янкович О.В.
Хлебцова Э.М. Герасименко Л.А. Кондратенко Н.А. классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник, Пырко Ю.А. педагог социальный Инспектор ИДН |
| 7 классы | |||
| Тема 1.
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
октябрь | лекция | Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,
Гавриленко Т.В. педагог-психолог |
| Тема 2.
Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
декабрь | круглый стол | Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,
Нафтольская А.А. педагог социальный Инспектор ИДН |
| Тема 3.
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
март | семинар-практикум | Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,
Пырко Ю.А. педагог социальный |
| Тема 4.
Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех |
май | семинар-практикум | Белокопытова А.П. Гаврилюк А.А. Кирющенко И.А. Ермакова Ж.В. классные руководители,
Гавриленко Т.В. педагог-психолог |
| 8 классы | |||
| Тема 1.
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в гимназии как один из факторов успешного достижения целей |
октябрь | беседа | Лашкевич О.В.
Копытко С.М. Докукин А.Д. Столяренко А.И. классные руководители Пырко Ю.А. педагог социальный |
| Тема 2.
Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
декабрь | семинар-практикум | Лашкевич О.В.
Копытко С.М. Докукин А.Д. Столяренко А.И. классные руководители Николайкова Е.М. педагог-психолог Инспектор ИДН |
| Тема 3.
Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
март | беседа | Лашкевич О.В.
Копытко С.М. Докукин А.Д. Столяренко А.И. классные руководители Николайкова Е.М. педагог-психолог |
| Тема 4.
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
май | семинар-практикум | Лашкевич О.В.
Копытко С.М. Докукин А.Д. Столяренко А.И. классные руководители Николайкова Е.М. педагог-психолог |
| 9 классы | |||
| Тема 1.
Портрет современного подростка. Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
октябрь | лекция | Радионова М.С. Ладынская Н.Л.
Мукосей Ж.М. Круглик А.Д. классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник |
| Тема 2.
Агрессия, её причины и последствия. Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
декабрь | семинар-практикум | Радионова М.С. Ладынская Н.Л.
Мукосей Ж.М. Круглик А.Д. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог |
| Тема 3.
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
март | беседа | Радионова М.С. Ладынская Н.Л.
Мукосей Ж.М. Круглик А.Д. классные руководители, Нафтольская А.А. педагог социальный |
| Тема 4.
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
май | семинар-практикум | Радионова М.С. Ладынская Н.Л.
Мукосей Ж.М. Круглик А.Д. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог |
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся 10-11 классов
| 10 классы | |||
| Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма
проведения |
Ответственные |
| Тема 1.
Здоровье — это жизнь. Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
октябрь | семинар-практикум | Зосимова Т.В.
Сычева Л.В. Михальчик И.Ф. классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник |
| Тема 2.
Первая любовь в жизни вашего ребенка. Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
декабрь | круглый стол | Зосимова Т.В.
Сычева Л.В. Михальчик И.Ф. классные руководители
|
| Тема 3.
Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
март | беседа | Зосимова Т.В.
Сычева Л.В. Михальчик И.Ф. классные руководители, Аужина И.Ю. медицинский работник, Нафтольская А.А. педагог социальный |
| Тема 4.
Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в гимназии |
май | круглый стол | Зосимова Т.В.
Сычева Л.В. Михальчик И.Ф. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог |
| 11 классы | |||
| Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
октябрь | семинар-практикум | Грищенко И.Н.
Жадько С.В. Понякова И.И. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог |
| Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
декабрь | беседа | Грищенко И.Н.
Жадько С.В. Понякова И.И. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог Нафтольская А.А. педагог социальный |
| Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
март | дискуссия | Грищенко И.Н.
Жадько С.В. Понякова И.И. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог |
| Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
май | семинар-практикум | Грищенко И.Н.
Жадько С.В. Понякова И.И. классные руководители, Николайкова Е.М. педагог-психолог |
Заместитель директора по воспитательной работе Т.В.Бычкова



